Традиционные смазочные материалы предназначены для обслуживания узлов трения, работающих, в основном, в обычных условиях – при средних температурах, изменяющихся в небольшом диапазоне, невысоких нагрузках, без чрезмерных агрессивных воздействий окружающей среды. Такие материалы подходят для большинства узлов и механизмов.
Чтобы обеспечить работоспособность техники в более тяжелых условиях, используются специальные масла и смазки, отвечающие специальным требованиям.
Такие материалы способны выдержать высокие нагрузки, экстремально высокие или низкие температуры, защитить от коррозии, воды или химически активных сред и т.д. Однако даже специальные пластичные смазки и масла не отвечают тем требованиям и условиям эксплуатации, которые характерны для многих применений.
- В условиях сильных морозов обычные масла и смазки на их основе густеют и застывают, теряя способность образовывать защитный смазочный слой между поверхностями трения.
- Под действием высоких температур масла выгорают, а смазки коксуются, плавятся, разрушаются. Продукты деструкции таких материалов часто имеют абразивные свойства и становятся причиной интенсивного износа.
- При высоких нагрузках и низких скоростях движения смазочный слой между поверхностями трения прорывается. Поверхности деталей начинают непосредственно взаимодействовать друг с другом при большой силе трения. Это также ведет к повышенному износу, схватыванию, образованию задиров. Элементы механизмов в этом случае начинают двигаться неравномерно, с рывками, часто заклинивают.
- При работе в пыльной среде на традиционные смазки и масла налипает пыль. Ее абразивные частицы попадают в зону трения и также способствует интенсивному износу деталей машин и оборудования.
Обычные материалы в таких условиях выполняют свои функции лишь очень непродолжительное время. Для того чтобы обслуживаемое оборудование оставалось работоспособным, нужно часто производить трудоемкие и затратные процедуры повторного смазывания узлов. Зачастую такие процедуры проходят при полной остановке производственных линий. Это приводит к росту производственных затрат и удорожанию производства.
Принцип действия антифрикционных покрытий MODENGY, разработанных компанией "Моделирование и инжиниринг", в отличие от традиционных смазок и масел, основан на технологии сухой смазки. Эти материалы просты в применении и легко решают указанные проблемы.
Антифрикционные покрытия MODENGY находят широкое применение во многих промышленных отраслях. Так, например, они используются при массовом производстве поршней для ДВС.
Нанесение методом трафаретной печати производится жидкими материалами.
Антифрикционные твердосмазочные покрытия (АТСП) MODENGY 1001 и MODENGY 1002 являются самыми популярными из продукции MODENGY.
Они позволяют с минимальными затратами и без применения дорогостоящего оборудования увеличить интервалы между техническим обслуживанием узлов, повысив при этом их надежность и качество работы.
Как работают антифрикционные покрытия MODENGY?
Антифрикционные смазочные покрытия изначально представляют собой взвесь микрочастиц твердых смазочных материалов – дисульфида молибдена и графита (в MODENGY 1001) или дисульфида молибдена (в MODENGY 1002), – равномерно распределенных в связующем веществе и растворителях.
При нанесении твердые смазочные частицы заполняют впадины и сглаживают микронеровности поверхности. После испарения растворителей связующее вещество отверждается и образует тонкую пленку, крепко сцепленную с поверхностью и удерживающую частицы смазок. Сухой и прочный слой покрытия хорошо противостоит нагрузкам и характеризуется минимальным коэффициентом трения.
Толщина покрытия составляет всего 5-25 мкм и практически не изменяет геометрических размеров деталей. Однако этой толщины оказывается достаточно, чтобы выровнять и сгладить микрорельеф поверхности и увеличить эффективную площадь контакта. Несущая способность пары трения при этом существенно повышается.
Скользкая пленка покрытия предотвращает непосредственный контакт металлических поверхностей, эффективно снижает трение и интенсивность износа, может работать в очень большом диапазоне температур (от -210 до +440 °С), выдерживает высокие нагрузки, облегчает приработку поверхностей и предотвращает заедания, заклинивания, задиры. Антифрикционные покрытия MODENGY характеризуются очень большим сроком действия – во многих случаях применения однократного нанесения хватает на весь срок службы обработанной детали.
Так как образованная покрытием смазочная пленка сухая, то она не способствует налипанию пыли и абразивных частиц.
Для чего нужны антифрикционные покрытия MODENGY?
Антифрикционные покрытия MODENGY 1001 и MODENGY 1002 решают множество трибологических задач, среди которых следующие:
- Снижение трения и износа
- Стабилизации коэффициента трения
- Выполнение смазочных функций в пыльной среде
- Работа при экстремально высоких и экстремально низких температурах
- Предотвращения схватываний, заеданий, задиров
- Обеспечение плавности хода
- Облегчение демонтажа резьбовых соединений даже после длительного срока эксплуатации
- Облегчения приработки
- Ресурсное смазывание (обработанные узлы не требуют пересмазывания)
- Выполнения функции антиаварийной смазки
Преимущества MODENGY
Антифрикционные покрытия работают по принципу сухой смазки и характеризуются определенными преимуществами по сравнению с традиционными смазками.
Одна из важных особенностей покрытий MODENGY – они выравнивают микрорельеф поверхностей, поэтому требования к их качеству можно снизить, а дорогостоящие операции по финишной обработке исключить из техпроцесса изготовления деталей.
Многие предприятия, применяющие технологию сухой смазки, отмечают также следующие достоинства антифрикционных покрытий MODENGY 1001 и MODENGY 1002:
- Снижение износа в несколько раз
- Получение минимальных и стабильных значений коэффициента трения (до 0,03)
- Эффективная защита от задиров
- Возможность эксплуатации в очень широком диапазоне температур от -210 до +440 °С
- Предотвращение скачкообразного движения
- Работоспособность при очень высоких нагрузках
- Облегчение приработки узлов
Составы MODENGY 1001 и MODENGY 1002 наносятся и могут отверждаются без нагрева, при комнатной температуре. Наличие фасовок аэрозольных упаковок позволяет быстро наносить покрытия без применения дополнительного оборудования и не требует высокой квалификации для работы.
Аэрозольный баллоны сконструированы таким образом, чтобы для каждого покрытия обеспечить индивидуальные оптимальные параметры нанесения. При этом достигается максимальное качество нанесения и экономичное распыление.
Особенности покрытий MODENGY 1001 и MODENGY 1002
Несмотря на похожий внешний вид и близкие значения по некоторым характеристикам антифрикционные покрытия MODENGY 1001 и MODENGY 1002 имеют ряд существенных различий.
Эти покрытия значительно отличаются друг от друга по составу. Так, если MODENGY 1001 в качестве твердых смазочных частиц содержит дисульфид молибдена и графит, то в составе MODENGY 1002 содержится только дисульфид молибдена. MODENGY 1001 содержит неорганическое связующее, а MODENGY 1002 изготовлен на полимерных соединениях.
Различия в составе определяют и некоторые различия в свойствах и областях применения этих материалов.
Верхняя граница рабочих температур у MODENGY 1001 значительно выше, чем у MODENGY 1002. Это объясняется неорганическим происхождением связующего. За счет синергетического эффекта взаимодействия дисульфида молибдена и графита этот материал выдерживает более высокие нагрузки эффективнее снижает износ. Скорость отверждения у MODENGY 1001 значительно выше, чем у MODENGY 1002.
В то же время MODENGY 1002 характеризуется возможностью работы при более низких температурах (до -210 °С). Полимерное связующее обеспечивает высокую степень защиты поверхности от коррозии и отсутствие эффекта меления (не пачкается) после отверждения.
MODENGY 1001 выпускается в аэрозольных баллонах по 210 мл, банках по 1 кг и ведрах по 4,5 кг. MODENGY 1002 имеет еще один вариант фасовки в виде аэрозольного баллона объемом 520 мл.
Область применения покрытий
Антифрикционные покрытия MODENGY 1001 и MODENGY 1002 имеют уникальные характеристики. Они отверждаются при комнатной температуре, благодаря наличию аэрозольной упаковки эти составы просты в использовании, не требуют специального оборудования при нанесении. Покрытия универсальны в применении и очень востребованы в различных отраслях промышленности.
Оба состава могут выполнять одинаковые функции. Тем не менее, различие в свойствах и составе позволяют этим покрытиям получить определенную "специализацию".
MODENGY 1001 применяется для металлических пар трения - подшипников скольжения, направляющих, зубчатых передач, шлицевых соединений и в других узлах. Особенно эффективен этот материал при высоких нагрузках и малых скоростях.
Покрытие широко используется в узлах автомобильной техники – замках, петлях, шарнирах. Среди промышленных применений можно выделить наиболее популярные – для элементов трубопроводной арматуры – ходовых винтов, штоков. Успешным оказывается применение MODENGY 1001 в клиновых и шиберных задвижках.
Твердое смазочное покрытие MODENGY 1002 применяется для подшипников и направляющих скольжения, в зубчатых передачах, в шлицевых и шпоночных соединениях, в регулировочных клиньях, в резьбовых соединениях, а также в других узлах с сочетанием пары трения "металл-металл".
Покрытие наносят на резьбовые участки обсадных и насосно-компрессорных труб, применяют для обслуживания телескопических стрел подъемно-транспортных машин, в резьбах бурильного и забойного оборудования.
Как правильно нанести покрытия?
При нанесении антифрикционных покрытий MODENGY 1001 и MODENGY 1002 для достижения наибольшего эффекта следует соблюдать хоть и простую, но все же определенную технологию.
Оба состава наносятся методом распыления – из аэрозольных баллонов или при помощи обычного распылительного оборудования (если используются фасовки в виде ведер или банок)
Перед нанесением необходимо провести предварительную подготовку поверхности – очистить ее от пыли, грязи и обезжирить с помощью специального очистителя-активатора MODENGY)
Чтобы обеспечить равномерность распределения твердых смазочных частиц в покрытии следует тщательно перемешать состав. Аэрозольные баллоны для этого встряхиваются в течение 3 минут после появления в них стука шариков.
Наносить покрытие следует с расстояния 25-30 см, не задерживаясь на одном месте – так можно добиться наиболее равномерной толщины покрытия и избежать образования подтеков
После нанесения первого слоя покрытие высушивается при комнатной температуре до тех пор, пока поверхность не станет матовой и не будет прилипать. Такая сушка позволит транспортировать обработанные детали без риска повредить покрытие.
Для достижения заданной толщины покрытия следует нанести очередной слой покрытия
Произвести полную сушку покрытия при комнатной температуре.
На следующем видео подробно разобран процесс нанесения антифрикционного твердосмазочного покрытия MODENGY после тщательной подготовки поверхности.
Нанесение покрытий с соблюдением указанной технологии позволит получить заданные трибологические характеристики и обеспечат длительную и длительную надежную работу высоконагруженных узлов даже в экстремальны условиях эксплуатации.