Одним из основных отличий двухтактных двигателей от четырехтактных, является отсутствие у первых автономной масляной системы. У 2-тактных двигателей нет ни циркуляционного насоса, ни масляного картера, ни масляного фильтра. В двигателях такого типа моторное масло добавляется непосредственно в топливо.
При работе двухтактных двигателей моторное масло сгорает вместе с горючим и выводится из системы с помощью выхлопных газов. В агрегатах такого типа не всегда удается добиться полного сгорания топлива и смазочного материала. Это может привести к образованию нагара на стенках цилиндров, закоксовыванию поршневых колец и затруднению нормальной работы двигателя.
В моторные масла для двухтактных и четырехтактных двигателей вводится определенный пакет присадок, который отличается по составу. Наличие присадок в составе масла приводит к увеличению индекса вязкости, что благоприятно влияет на работу агрегатов.
Помимо традиционных компонентов в состав масел для двухтактных двигателей вводят растворители. Они способствуют их лучшему смешиванию с бензином, что облегчает прокачивание и распыление.
Моторные масла для двухтактных двигателей должны иметь следующие свойства:
- обеспечение износостойкости;
- высокая смазывающая способность;
- высокие антикоррозионные свойства;
- термоокислительная стабильность;
- экологическая безопасность.
В случае использования моторных масел для 2-х тактных двигателей, не соответствующих требованиям эксплуатации, может образовываться большое количество нагара на цилиндрах и закоксовывание поршневых колец. Это приводит к катастрофическому износу деталей и механизмов цилиндро-поршневой группы.
Выбор моторных масел для двухтактных двигателей напрямую зависит от условий их эксплуатации. К смазочным материалам, предназначенным для современных высокооборотистых 2Т-двигателей предъявляются достаточно высокие требования. Топливно-масляная смесь должна полностью выводиться без образования нагара.
Данным требованиям соответствуют малозольные масла, в случае если их соотношение с топливом оптимально и соответствует требованиям производителя. Количество масла, необходимое для корректной работы двигателя, строго рассчитывается производителем и обязательно должно соблюдаться. Избыток масла грозит образованием нагара на свечах зажигания, инжекторах и поршнях, а также может вызвать повышенное содержание дыма в выхлопных газах.
Двухтактные двигатели устанавливаются на различных видах техники, поэтому условия их работы могут значительно отличаться. Например, авиадвигатели работают при тяжелых нагрузках и значительных перепадах температур. В свою очередь, подвесные лодочные агрегаты эксплуатируются в стабильных условиях. В связи с этим для 2Т-двигателей различного назначения необходимы смазочные материалы с разными свойствами.
Для того, чтобы грамотно подобрать моторное масло, необходимо учитывать их состав, руководствоваться рекомендациями производителей и условиями эксплуатации техники.
Классификация API моторных масел для 2Т-двигателей
API
В соответствии с данной классификацией моторные масла для таких типов двигателей выделены в отдельную группу, которая обозначается литерой «Т». В состав этой группы входят масла, обозначающиеся следующим образом:
-
TA (TSC-1) – масла, предназначенные для малолитражных двигателей объемом менее 50 см3 (сенокосилки, электрогенераторы, мопеды);
-
TB (TSC-2) – данные моторные масла используются для обслуживания скоростных двигателей объемом от 50 до 200 см3 , работающих в условиях высоких нагрузок и скоростей (мотороллеры, мотоциклы, бензопилы);
-
TC (TSC-3) – эти масла предназначены для двигателей, объем которых составляет 50-200 см3, с повышенными требованиями к качественным характеристикам; применяются для обслуживания мотоциклов, снегоходов; допустимо использование в качестве аналога масел категории TA или TB;
-
TD (TSC-4) – моторные масла такого типа используются для обслуживания подвесных лодочных двигателей с водяным охлаждением.
NMMA
Требования к маслам данной категории регламентируются Национальной Ассоциацией Производителей Судовых Двигателей (National Marine Manufacturers Association, NMMA). Эта классификация специально разработана для моторных масел, предназначенных для использования в двигателях моторных лодок. Из-за строгих требований к экологической безопасности эти масла выделены в отдельную категорию.
Двухтактные двигатели моторных лодок при эксплуатации должны выделять минимум дыма, а смазочные материалы, используемые в них, иметь свойство разлагаться на органические составляющие, безопасные для окружающей среды. Данная классификация разделяет масла на три класса качества по порядку увеличения требований: TC-W, TC-W2 и TC-W3.
JASO
Данная классификация разработана Японской организацией по автомобильным стандартам (Japanese Automobil Standards Organisation, JASO), которые принято использовать для определения норм качества моторных масел, предназначенных для двухтактных двигателей. Спецификация JASO M-345 выделяет три класса масел:
-
JASO FA - моторные масла, предназначенные для двигателей с малыми и средними нагрузками;
-
JASO FB – моторное масло, предназначенное для двигателей, работающих в условиях повышенных или тяжелых нагрузок;
-
JASO FC - бездымные моторные масла с высокой степенью экологической безопасности.