Винтовые безмасляные компрессоры предназначены для создания абсолютно чистого воздуха, который используется на предприятиях медицинской, электротехнической, пищевой, текстильной и других сфер промышленности.
Роторы в компрессорах такого типа имеют очень точную конструкцию и расположены с минимальным зазором – таким образом компенсируется отсутствие масла, которое выполняет уплотняющую функцию.
Вероятность контакта поверхностей роторов в безмасляных компрессорах велика, поэтому их подвергают точной механической обработке или покрывают специальным антифрикционным составом.
Какую функцию выполняет покрытие на роторах винтовых компрессоров?
Обрабатывать роторы специальными полимерными покрытиям впервые начали зарубежные производители винтовых компрессоров. Это позволило значительно сократить затраты на механическую обработку деталей и снизить вероятность образования задиров на контактирующих поверхностях.
Антифрикционные покрытия содержат мельчайшие частицы твердых смазочных материалов, за счет которых:
- Облегчают приработку роторов
- Предотвращают появление задиров и схватывание поверхностей
- Снижают коэффициент трения
- Защищают металл от коррозии
- Уменьшают шум при работе компрессора
Со временем заводское покрытие изнашивается, незащищенные поверхности роторов подвергаются усиленному трению и коррозии, вследствие чего их рабочие свойства ухудшаются.
Именно поэтому при капитальном ремонте компрессора особое внимание следует уделять состоянию покрытия и, при необходимости, его восстановлению.
Твердосмазочные покрытия MODENGY™ для роторов: основные характеристики
Антифрикционные твердосмазочные покрытия (АТСП) для винтовых компрессоров выпускает российская компания «Моделирование и инжиниринг». Материалы могут использоваться для обработки роторов как на стадии их производства, так и в процессе ремонта.
Необходимо учитывать, что после приработки деталей толщина покрытия уменьшается в 2-2,5 раза, поэтому изначально его нужно наносить слоем вплоть до 100 мкм.
Пленка АТСП представляет собой полимерную матрицу из связующего вещества, в ячейках которой равномерно распределены частицы твердых смазок: дисульфида молибдена, графита, ПТФЭ и пр. Именно последние компоненты обеспечивают антифрикционную и противозадирную функции покрытия.
Ниже приведены основные характеристики покрытий MODENGY™ для роторов винтовых безмасляных компрессоров.
Марка покрытия MODENGY™ | Твердые смазочные материалы в составе | Цвет |
Диапазон рабочих температур, °С |
Несущая способность (тест SRV), МПа | Защита от коррозии (тест в соляном тумане) по DIN EN ISO 9227, ч |
Температура и время полимеризации, ºС/мин |
1014 | ПТФЭ, дисульфид молибдена | Серый | -75…+255 | 2700 | >672 | +200/40 |
1066 | Графит, дисульфид молибдена | Серо-черный | -70…+315 | 1940 | >300 | +220/40 |
Этапы нанесения АТСП
Покрытие наносится равномерным слоем стандартными методами окрашивания.
Для обработки сложных поверхностей используется автоматизированное распылительное оборудование, позволяющее согласовывать перемещение детали и распылительной головки.
Процесс нанесения АТСП предваряется удалением старого покрытия (при необходимости), формированием оптимального микрорельефа поверхности, ее очисткой и обезжириванием.
Покрытие MODENGY™ наносится обычно в нескольких слоев с промежуточной сушкой каждого. Состав отверждается при нагреве (температура и время для каждого материала указаны в таблице выше).
Окончательным этапом обработки роторов является проверка качества АТСП: его адгезии, толщины и полноты полимеризации.
Антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY™ позволяют повысить эффективность оборудования и снизить его себестоимость за счет уменьшения затрат на механическую обработку деталей.
Покрытия выравнивают поверхности, тем самым упрощая их приработку и создавая динамическое уплотнение деталей.